Напишите нам

Откуда о нас узнали:

Как блоггеры на тендер ходили  

Источник - http://www.gzt.ru
Александр Малютин, Юлия Гордиенко, "Газета", №192 от 13 октября 2009

Попытка энтузиастов победить в конкурсе на госзакупку, за которым внимательно следила "Газета", закончилась неудачей, но они не намерены сдаваться.

Тема госзакупок сегодня одна из самых горячих в СМИ: скандальных материалов вроде "золотой кровати для МВД" печатается масса. Но насколько соответствуют истине расхожие представления о массовых нарушениях на конкурсах? Группа энтузиастов-блогеров решила проверить это на собственном опыте.

Все произошло неожиданно и быстро. В третьей декаде сентября в "Живом журнале" появился блог, где собирались ссылки на материалы СМИ, посвященные государственным закупкам. В число его читателей вошел и Николай (имя изменено), который однажды перешел из блога по ссылке на официальный сайт государственных закупок, увлекся чтением тендерной документации и вдруг подумал: а почему бы не принять участие в тендере самому?

Идея

Николаю приглянулся конкурс, информацию о котором на официальном сайте разместило Федеральное архивное агентство.

По условиям конкурса требовалось отсканировать и перевести с бумажного носителя на электронный (оцифровать) 31,5 тыс. страниц архивных описей разного формата и сделать около 300 тыс. соответствующих записей в базах данных Государственного архива РФ и Российского государственного архива экономики. Сумма оплаты за работу, которую агентство обозначило в качестве максимальной, составляла 2,15 млн рублей. Срок приема заявок — 5 октября, крайний срок выполнения работ — 10 декабря.

Обсудив идею в блоге, его читатели пришли к выводу, что дело выгодное: по их приблизительным прикидкам выходило, что команда из 10 человек вполне способна справиться с работой за месяц, то есть каждый может заработать примерно 200 тыс. рублей. Быстро сформировалась инициативная группа, которая начала готовить документы на конкурс.

"Газета" взяла над ним "шефство" , а один из ее журналистов влился в команду в качестве наблюдателя.

Задача

Инициатива получила довольно широкую огласку, услышали о ней и в ведомстве-заказчике. И очень удивились. "Когда я прочитал в блоге, что кто-то собрался заработать на этом тендере за месяц 200 тыс. рублей, я про себя подумал: наивный человек! — рассказал "Газете" и.о. руководителя Федерального архивного агентства Андрей Артизов. — Ему придется не спать и не работать (на основном месте. — "Газета"), чтобы выполнить это задание. Он что, дома промышленный сканер поставит? Кто ему разрешит? Насколько блогеры учитывают все наши условия? Думаю, как минимум они не представляют себе, насколько большим может быть заголовок дела".

Речь вот о чем. Документы, которые требуется отсканировать, — это описи, а не собственно исторические документы.

Всего в архивах находятся миллиарды страниц, начиная с XI века. Все они в обозримом будущем не будут оцифрованы: слишком дорогое удовольствие. Но документы из наиболее ценной части архива, имеющей гриф "Вечное хранение", классифицируются и подбираются в дело. Когда архивист смотрит такое дело, он на папке пишет заголовок-аннотацию. Если дело создано, например, в XVIII или XIX веке, заголовок может состоять из 100 слов.

А дальше создается перечень таких аннотаций — это и есть опись дел. В Государственном архиве РФ хранится около 5,5 млн таких описей, а в Государственном архиве экономики — около 3 млн.

Прямая оцифровка документов, по словам Андрея Артизова, ничего не даст: пользователь в них просто запутается. Есть другой вариант: параллельно с оцифровкой создать структурированную базу описаний с электронными записями, в которую будут занесены все заголовки. Тогда пользователь сможет зайти в поисковую систему, задать ключевое слово, и компьютер выдаст ему номера дел, в которых оно будет содержаться, а пользователь сможет заказать нужные ему документы.

В конкурсе, на который решили пойти блогеры, речь как раз и шла об оцифровке этих перечней дел, описей.

Почему сотрудники архивов не делают оцифровку сами?

Не хватает штатов: работой, по словам Артизова, должна заниматься команда человек 20— 30, а есть 1—2. Не хватает и подходящей техники. Зато и люди, и оборудование имеются в достатке у специализированных компаний, таких как, например, "Элар" (и входящая в эту корпорацию компания "Прософт-М"), "РусАР " , "Техносерв " , ОСГ Рекордз Менеджмент, которые регулярно принимают участие в подобных тендерах.

Начальную цену Андрей Артизов не считает особенно высокой. По его словам, агентство исходило из средней стоимости оцифровки одного листа в 10 рублей (книги, для сравнения, цифруют примерно за 30—40 рублей за лист) и 6 рублей за запись (40—50 слов) в базе. Да еще нужно все перепроверить. В общем, из слов руководителя агентства получается, что работа немалая.

А что блогеры?

Помощь

Николай утверждает, что никаких сомнений в том, что работу удастся выполнить, у него не было. Трудность, по его словам, была в другом: "Много неопределенностей — каково соотношение бумаг по форматам, что делать с интеграцией баз данных и тому подобное " . А больше всего он и другие участники инициативной группы блогеров опасались того, "что заказчик будет неконструктивным при работе с нами и, когда придется сдавать работу, вдруг начнут появляться претензии".

Уверенность в своих силах у блогеров особенно окрепла, когда к группе присоединился Станислав Ким, генеральный директор петербургской компании "Алее Софтвер", которая специализируется в том числе и на оцифровке документов. "Алее" можно было привлечь как опытного соисполнителя, с ресурсами", — говорит Николай.

Станислав Ким подтвердил "Газете", что готов был выступить в роли соисполнителя. Он не выставил заявку на конкурс от своей компании, потому что, по его словам, во-первых, поздно увидел объявление, а во-вторых, по ряду признаков пришел к выводу, что условия конкурса, главным образом требования по качеству, составлены таким образом, что победитель известен заранее и им наверняка станет компания "Прософт-М". Ким признает, что эта компания — один из лидеров рынка сканирования и оцифровки документов, но утверждает, что в данном случае "это не та работа, которую может сделать только лидер".

Что же касается стартовой цены, то она, по мнению Кима, весьма завышена: "Эта работа стоит сотни тысяч рублей, но не миллионы". Он в своих расчетах исходил из цены 5 рублей за сканирование сброшюрованного листа (формата А4) и 1,5 рубля – обычного. То есть конкурировать можно.

Конкурс

Наступило 5 октября, день приема заявок на конкурс. Интересы группы блогеров представляли два физических лица, подавших заявки на 1,8 млн и 1,7 млн рублей. Кроме них заявки подали еще шесть юридических лиц, в том числе именитые "Прософт-М", "РусАР", ОСГ Рекордз Менеджмент. Поскольку цена, выставленная "Прософт-М", оказалась даже ниже, чем у блогеров, которым при их отсутствии опыта в оцифровке, казалось бы, следовало демпинговать, 1,64 млн рублей, шансы инициативной группы уже в день приема заявок можно было расценить не иначе как призрачные.

Но возмутителем спокойствия стала компания "Баркод Системс" из Екатеринбурга, которая предложила выполнить все работы за 1,2 млн рублей. Одно из юрлиц было отсеяно уже на стадии приема заявок за неправильное оформление документации. По словам Николая, к документам блогеров никаких особенных придирок не было. Участников конкурса осталось семь. Все стали ждать результатов.

9 октября на официальном сайте госзакупок появился протокол заседания конкурсной комиссии: победил "Прософт-М".

Уроки

С блогерами более или менее понятно: не прошли по цене. Но почему не " Баркод Системс " ? Все из-за экспертной оценки качества работ этой компании. Члены комиссии оценили будущее качество работ "Баркода" в 5 баллов из 20 возможных — так же, как и у блогеров. А вот "Про софт-М" получил 20 из 20 возможных — и этого хватило для победы. Дело в том, что итоговый балл вычисляется по нескольким факторам, и цена — только один из них, его "вес" составляет только 45%. Выиграв по цене, "Баркод Системс" сильнее проиграла конкурентам в экспертно оцененном качестве — отсюда и общий проигрыш.

В компании зла не держат. "Это был честный конкурс. Оспаривать результат мы не будем. У компании, которая его выиграла, большой опыт работы с оцифровкой данных", — заявил "Газете" генеральный директор "Баркод Системс"Сергей Серебряков. Он жалеет только, что его компания дала гарантию на выполняемую работу лишь на три года, в то время как нашелся игрок, предоставивший гарантию на пять лет. Кроме того, у компании небольшой опыт работы с госпредприятиями: до сих пор у "Баркода" было всего два подобных контракта. Этого опыта, говорит Серебряков, было бы достаточно, однако его нужно было бы более подробно описать в конкурсной документации, что дало бы компании больше баллов.

Серебряков намерен и дальше участвовать в гостендерах.

О том, как начислялись баллы за качество, " Газете " рассказала секретарь конкурсной комиссии Алла Аксенова. По ее словам, качество складывается из шести критериев. Главный — опыт работы по оцифровке, который оценивается максимум в 10 баллов. Аксенова уверяет, что комиссия не придавала большого значения тому, с государственными или частными компаниями ранее работал участник конкурса; главное — чтобы компания занималась обработкой больших объемов документов.

Выбор комиссии было сделать несложно: некоторые участники тендера требуемого опыта попросту не имели. Остальные пять подпунктов могли принести участникам тендера от 0 до 2 баллов. Здесь важно было как можно больше написать о своих технологиях и методиках в заявке, чего некоторые участники конкурса не сделали.

Блогер Николай дает понять, что все-таки не вполне удовлетворен итогами конкурса: "В результатах смутил разброс в 1—2 балла. При таких показателях можно манипулировать итогами".

Недоволен и Станислав Ким из "Алее Софтвер": "Мы на рынке пять лет — год от года возникает такая ситуация. Мы участвовали во многих тендерах, и каждый раз что-нибудь находится". Поэтому "Алее" работает в основном с частными клиентами, а не с государственными.

Историю с походом блогеров на тендер, считает Станислав Ким, нужно довести до логического конца — выяснить, например, как все же устроено ценообразование.

А вот на взгляд руководителя архивного агентства Андрея Артизова, проблема заключается совсем в другом. Чем каждый год проводить тендеры, лучше выбрать одного надежного исполнителя работ по оцифровке и работать с ним многие годы, говорит Артизов, ссылаясь на зарубежный опыт. Он говорит, что пытался донести эту мысль до законодателей, но пока тщетно: изменения в закон о госзакупках вносятся каждый год, но "одни его улучшают, а другие создают массу проблем".

Ну а что Николай? "Пытаюсь искать новый тендер с приемлемыми для нас условиями. Пока попадаются в основном со сроком исполнения один день, — улыбается блогер, намекая на предновогоднюю гонку по освоению бюджетов. — А команда наша постоянно пополняется новыми людьми ".